В настоящее время проблема позитивного межличностного взаимодействия участников образовательного процесса является актуальной и требует новых подходов в регулировании спорных, конфликтных ситуаций.
- исполнение Указа Президента РФ В.В. Путина о «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», вышедшего в июне 2012 года, Правительством РФ в «целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в РФ, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка», был разработан План внеочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений «Национальной стратегии …», в разделе V «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия», которого среди «мер, направленных на создание дружественного к ребенку правосудия» указываются такие как «развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на решение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков».
В Липецкой области в октябре 2007 года стартовал проект «Школьная медиация», цель которого – создание условий, необходимых для бесконфликтного разрешения споров, возникающих в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Здесь особенно важно то, что медиация – не только метод разрешения споров, но и целое мировоззрение, в основу которого положены взаимоуважение, толерантность и установки на позитивное взаимодействие.
В 2012 году мы подключились к реализации проекта о школьной медиации. В гимназии была создана школьная служба примирения (группа подростков с руководителем Новичковой Н.Н. – психологом гимназии), целью работы которой являлось содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного подхода. В состав школьной службы примирения вошли учащиеся 8-11 классов, обученные проведению примирительных программ. Конфликты рассматривались как психологом школы, так и в смешанном составе: взрослый и школьник. Такой состав позволял сделать работу службы не только более авторитетной, но и заслуживающей доверие школьников, поскольку предусматривал наличие «детского представителя» в разрешении конфликта.
30 января 2017 года нашей школе присвоен статус инновационной площадки ГАУДПО ЛО «ИРО» в рамках реализации сетевого инновационного проекта «Служба примирения как форма восстановительной медиации в регулировании отношений участников образовательного процесса» по теме «Школьная служба примирения как форма восстановительной медиации в регулировании отношений участников образовательного процесса».
Школьная Служба примирения (ШСП) МБОУ СОШ №1 г. Данкова - утвержденная приказом руководителя образовательной организации детско-взрослая команда, которая в рамках образовательной организации проводит восстановительные программы по случаям конфликтов и правонарушений несовершеннолетних.
Цель и задачи Школьной Службы примирения:
Цель:профилактика конфликтов, формирование культуры конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у всех участников образовательного процесса через деятельность Школьной Службы примирения (ШСП) в соответствии с принципами восстановительной медиации.
Задачи:
- Формирование представлений о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов
- Информирование обучающихся, педагогов и родителей о принципах и ценностях восстановительной медиации.
- Создание условий для освоения участниками паттернов бесконфликтного поведения.
- Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций.
- Обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов.
Кадровый состав:
Куратор службы примирения МБОУ СОШ №1 – Новичкова Наталья Николаевна; заместитель директора, курирующий данное направление – Ульшина Наталия Николаевна; социальный педагог – Соломатина Елена Ивановна; классные руководители, учащиеся школы.
Этапы реализации программы
- Подготовительный этап (сентябрь 2016 г. - январь 2017 г.)
- Организационно-методический этап (февраль 2017 г. - март 2017 г.)
- Деятельностный этап (март 2017 г. - июнь 2019 г.)
- Заключительный (обобщающий) (июль 2019 г. - ноябрь 2019 г.)
Если рассматривать деятельность службы примирения как элемент образовательного процесса, то служба может способствовать выполнению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
№ 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.,
который ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): … как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов». |