Тревожность часто берет свое начало в детстве. К возможным факторам, провоцирующим это явление, относится:
• противоречивость позиций родителей, родителей и учителя, руководства на работе, собственных установок и действий (итог в каждом случае – внутриличностный конфликт);
• завышенные ожидания (постановка самостоятельно слишком высокой для себя «планки» или излишняя требовательность родителей, например, популярное «учись на отлично»);
• ситуации зависимости и принижения («Если ты расскажешь, кто разбил окно, то я прощу тебе прошлый прогул школы и ничего не скажу родителям»);
• лишения, неудовлетворение актуальных потребностей;
• осознание несоответствия возможностей и способностей;
• социальная, финансовая или профессиональная нестабильность, неустойчивость.
Школьная тревожность, способы борьбы с детской тревожностью
В период получения основного образования часто встречается школьная тревожность. Она может возникнуть на фоне:
• некорректно спроектированной или оформленной образовательной среды (помещения, зоны, объекты);
• неблагополучных отношений с одноклассниками, учителями или другими участниками образовательного процесса;
• больших нагрузок в рамках образовательной программы, высоких требований, частых экзаменов, рейтинго-балловой системы;
• вытекающей из предыдущего фактора нехватки сил и времени;
• некорректного поведения родителей (разрушающий стиль воспитания, завышенные или заниженные ожидания и требования);
• смены школы.
В подростковом возрасте (средний и старший школьный возраст) на первый план выходят неудачи в социальных взаимодействиях (сверстники, учителя, родители). У детей младшего школьного возраста – проблемы в учебной деятельности. |